5 историй о ювелирном бренде Chaumet

Синоним парижской элегантности с 1780 года, имя Chaumet пробуждает в сознании образы драгоценностей, сделанных по заказам французской аристократии, императрицы Жозефины и императора Наполеона, образы великолепных диадем с бриллиантовыми колосьями пшеницы, часов и украшений с очаровательными видами природы. И безусловно столь длинная и насыщенная летопись, не могла обойтись без ярких и удивительных историй.

1. Не Шоме, а Нито

5 историй о ювелирном бренде Chaumet
Императрица Жозефина. Фото: Google Art Project

Пожалуй, первое, что стоило бы прояснить — это то, что дом Chaumet, с 1780 года олицетворяющий собой высокое ювелирное искусство и элегантность Парижа, не был основан носителями фамилии Шоме. Он был создан Мари-Этьеном Нито, парижским ювелиром, отточившим свое мастерство под наставничеством придворного ювелира королевы Марии-Антуанетты.

Более везучий, чем королева и ее супруг Людовик XVI (сложившие свои августейшие головы на плахе гильотины в 1793 году), Нито пережил Великую французскую революцию и в 1802 получил назначение на пост придворного ювелира императора Наполеона I и его супруги Жозефины Богарне, а позднее — Марии-Луизы Австрийской. Вместе со своим сыном Франсуа Реньо, Нито создавал величественные драгоценности и регалии для императора, вознамерившегося вернуть Франции ее статус центра роскоши.

Связи в монарших кругах привлекли к Нито почитателей, и он стал для высшего света европейского общества «дежурным» ювелиром. После кончины Мари-Этьена Нито в 1809 году его сын, убежденный верноподданный, продолжал дело своего отца вплоть до падения империи в 1815-м, после чего продал дело своему мастеру цеха Жану-Батисту Фоссену.

Только к 1885 году компания оказалась в руках Жозефа Шоме, который, во-первых, в 1907 году перенес и офис, и мастерскую, и лавку в дом 12 на Вандомской площади, а во-вторых, переименовал фирму в честь самого себя.

2. Камень на шпаге

5 историй о ювелирном бренде Chaumet
Император Наполеон I и коронационная шпага с алмазом (бриллиантом) Регента

Среди множества творений, созданных для того, чтобы подчеркнуть неограниченную власть Наполеона, была и его коронационная шпага. Сделанное Нито церемониальное оружие было увенчано огромным, весом в 141 карат, алмазом (бриллиантом) Регента, по прежнему считающимся одним из лучших в мире, чья стоимость оценивается в 48 миллионов долларов.

История алмаза Регента так же многогранна, как все 411 карат исходного алмаза. Камень был найден в 1698 году на Голкондских копях в Индии рабом, который, как считается, спрятал его в рану на ноге. У него алмаз был украден английским капитаном дальнего плавания, продан индийскому торговцу и перепродан Томасу Питту — английскому губернатору Мадраса. Присланный в Англию алмаз Питта (так его тогда называли) был огранен в «кушон» до бриллианта весом в 141 карат, а более мелкие куски алмаза были куплены российским царем Петром I.

В 1717 году бриллиант был приобретен герцогом Орлеанским Филиппом II и получил новое имя — алмаз (бриллиант) Регента, под которым много лет украшал короны французских королей, прежде чем оказаться инкрустированным в эфес церемониальной шпаги, специальной изготовленной Нито для пышной коронации Наполеона Бонапарта.

После ссылки Наполеона на Эльбу его вторая жена Мария-Луиза забрала все королевские драгоценности, в том числе и знаменитый бриллиант, и вывезла их за границу — в Австрию. Только спустя много лет ее отец принял решение вернуть их во Францию, где драгоценный камень был еще несколько раз замечен на королевских коронах, пока наконец не был вмонтирован в диадему императрицы Евгении. С 1887 года и по нынешний день украшение можно лицезреть в экспозиции Лувра.

3. Китайская актриса сделала кольцо Chaumet самым популярным в стране

5 историй о ювелирном бренде Chaumet
Анджела-бейби и Хуан Сяомин
5 историй о ювелирном бренде Chaumet
Фото кольца Chaumet, которое Анджела выложила в своем Instagram

В 2015 году состоялась свадьба китайской актрисы и модели Анджелы-бейби и актера Хуан Сяомина, которая сама по себе стала громким событием (ее назвали свадьбой десятилетия в Китае) — и к тому же крайне затратным, ведь мероприятие по подсчетам экспертов стоило от 31 до 34 миллион долларов. В качестве обручального кольца жених преподнес невесте украшение Chaumet с центральным бриллиантом-каплей на 5 карат стоимостью миллион фунтов стерлингов.

Будучи звездой социальных сетей, Анджела-бейби, конечно, похвасталась роскошным романтичным подарком в Инстаграм. И последствия от такого шага стали неожиданными даже для глав ювелирного бренда. Исполнительный директор Chaumet Жан-Марк Мансвелт рассказывал, что реакция китайских клиентов на кольцо Joséphine Aigrette Impériale, которое местные поклонники Анджелы быстро «переименовали», была даже сильнее, чем они могли предположить.

Связь с актрисой, которую называют «китайской Ким Кардашьян», подарила «малоизвестному европейскому бренду» такую известность, что даже через год после торжества люди продолжали заходить в магазины Chaumet в Сингапуре, в Гонконге, на Тайване и на материке, спрашивая: «Где кольцо Анжелы-бэйби?».

По словам Мансвельта, доходы 20 бутиков Chaumet в Китае, пяти в Гонконге и четырех на Тайване выросли в тот период более чем в два раза.

4. Chaumet и часовое искусство

5 историй о ювелирном бренде Chaumet
Пара наручных часов 1811 года — часть приданого принцессы Августы Баварской, полученного ею от императрицы Жозефины.

Производство часов домом Chaumet восходит еще к 1780-м годам, и здесь ювелирный дом держит марку наравне со своими сугубо декоративными работами.

Запечатленные на фотографии выше часы, изготовленные в 1811 году и усыпанные изумрудами, бриллиантами и жемчугом, оснащены сложным часовым механизмом с календарем, изготовленным ни кем иным, как Бреге — самым передовым в те годы часовщиком. Комплект, предназначенный для ношения на обоих запястьях одновременно, вошел в приданое принцессы Августы Баварской, полученное от своей свекрови императрицы Жозефины.

5. Связь с Шопеном

5 историй о ювелирном бренде Chaumet
Табличка на доме, расположенном на Вандомской площади, в котором жил Шопен.

Нито-младший был первым, кто основал ювелирный магазин на Вандомской площади — еще в 1812 году, по нынешнему адресу отеля «Риц». Когда же ювелирный дом перешел в руки Жозефа Шоме, на Вандомской площади был приобретен дом номер 12, который и остается до сих пор точкой сосредоточения всей деятельности Chaumet: здесь расположены и флагманский магазин и ювелирные и творческие мастерские.

Но Жозеф Шоме не был первым знаменитым жителем этого дома, о чем напоминает мемориальная доска на фасаде. Шопен, польский пианист-романтик, провел свои последние дни в квартире по этому адресу и здесь же скончался 17 октября 1849 года. Считается, что его последнее произведение — Мазурка (соль-минор) — было сочинено в стенах расположенного на первом этаже величественного большого зала. Из его окон открывается вид на площадь и Вандомскую колонну, воздвигнутую знаменитым покровителем Chaumet — Наполелоном I. Мир действительно тесен.